«Ум на кончиках пальцев»

 

Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.

Работа с детьми младшего дошкольного возраста в группе « Жулдыз»,  заключается в том, что мы целенаправленно и систематически работаем над развитием мелкой моторики у детей младшего  возраста это способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.

Свою работу по развитию мелкой моторики проводили с детьми  младшей группы. В группу приходили  дети “домашние”, у них не были сформированы навыки самообслуживания. Все эти навыки формируются под воздействием воспитания у ребенка общей и мелкой моторики. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т.е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.

В начале своей работы проводилось  диагностическое обследование состояния мелкой моторики у детей с целью – выявить уровень развития мелкой моторики рук. Диагностику провели по следующим критериям:

  1. упражнение «Фонарики»,
  2. сжимание и разжимание кулачков,
  3. потирание кулачков,
  4. сминание бумаги в кулаке.

Критерии делятся на три уровня: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень: точное воспроизведение движения.

Средний уровень: основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения.

Низкий уровень: отсутствие основных элементов в структуре движения.

Проведенная   диагностика развития мелкой моторики показала, что 70% вновь пришедших детей имеют низкий уровень развития мелкой моторики, а 30% -  средний.

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями.

Перед собой мы поставила цель.

 

Цель работы: развитие мелкой моторики у детей младшего возраста посредством дидактических игр и игрушек.

  Для решения этой цели  поставили перед собой следующие задачи:

  1. Совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду группы для развития мелкой моторики.
  2. Систематизировать работу по развитию мелкой моторики пальцев рук и тактильной чувствительности у детей раннего возраста.
  3. Организовать взаимодействие с родителями по вопросам развития мелкой моторики рук у детей.

Для развития раннее поставленных целей и их достижений запустили в группе акцию для детей и родителей « Играю сам, научу другого». В которой дети приносят в группу настольные игры в которые хорошо играют дома, но уже утратили интерес. В коллективе ребенок показывает мастерство своей игры и вовлекает в игровой процесс сверстников.

Акцию поддержали родители и с удовольствием приносят в группу игры, ведь большую часть времени дети проводят в детском саду.